Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Основанием для созыва Поместного Собора – высшего органа церковной власти – может являться какое-либо исключительное событие в жизни Русской Православной Церкви, заявил секретарь синодальной комиссии по канонизации святых, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) протоиерей Владимир Воробьев на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня", посвященной столетию Поместного Собора периода Октябрьской революции. 

"Поместный Собор в последнее время собирается в особо важные моменты, такими моментами является избрание нового Патриарха. В случае кончины Патриарха избирается новый Патриарх — тогда собирается Поместный Собор. А во время правления действующего Патриарха собираются Архиерейские Соборы. В силу того, что у нас количество архиереев очень сильно увеличилось, это делает Архиерейский Собор очень представительным и авторитетным", — сказал Воробьев, отвечая на вопрос о возможных предпосылках для созыва нового Поместного Собора.

Согласно нынешнему уставу Русской Православной Церкви, высшими органами власти и управления в этой религиозной организации являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод. Синод управляет Русской Православной Церковью в период между Архиерейскими Соборами.

Говоря об итогах деятельности Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов, старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН, доцент Национального исследовательского ядерного университета (НИЯУ) МИФИ Алексей Беглов отметил, что этот исторический Собор, восстановивший в России патриаршество, также восстанавливал и соборность, и об этом прямо говорилось в его документах.

"То есть, высшей властью является Поместный Собор, периодически созываемый в составе епископов, клириков и мирян. Восстанавливается патриаршество, Патриарх возглавляет высшее церковное управление и Патриарх подотчётен Собору. Таким образом, Собор мыслил патриаршество и соборность как нераздельные принципы", — сказал Беглов.

Известный историк Русской Православной Церкви, преподаватель Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин уточнил, что Собор 1917-1918 годов не успел принять документа, который бы четко регламентировал порядок созыва Соборов. Однако в то же время им "подразумевалось существование Соборов широкого состава, которые стали называть Поместными Соборами", и он "исходил из идеи, что Соборы будут впредь созывать раз в три года". 

В частности, соборяне делили тогда все будущие церковные Соборы на две категории: периодические Соборы и Соборы, созываемые по определенному случаю. Периодические Соборы подразделялись на "Соборы трехлетнего цикла" и "Соборы девятилетнего цикла".

"Предполагалось, что каждые три года основную делегацию, которая прибудет на Собор, будет формировать не епархия, а церковные округа, то есть несколько епархий. То есть, это будет более компактный и более мобильный Собор, но он тоже будет состоять из епископов, клириков и мирян. А каждые девять лет – это будет уже более широкий состав этого Собора, когда основную Соборную делегацию будет формировать каждая епархия. Она будет все равно меньше, чем та, что прибыла на Собор 1917-18 годов, но все равно это будет епархиальная делегация, в составе епископов, клириков и мирян", — пояснил Беглов.

Главной функцией "трехлетних" и "девятилетних" периодических Соборов должно было стать переизбрание органов высшего церковного управления — Священного Синода и Высшего церковного совета, члены которых, за редким исключением, избирались бы и ротировались Соборами.

Соборами, созываемыми "по определенному поводу", по мысли участников Собора 1917-1918 годов, должны были стать Избирательный Собор и Судебный Собор.

"Избирательный Собор должен был собираться для избрания Патриарха, и его главное отличие от других периодических Соборов – это расширенное присутствие представителей Московской епархии, то есть, той епархии, которой Патриарх управляет непосредственно. <…> Судебный Собор должен был собираться только в составе архиереев, и у него была единственная функция – это функция суда над Патриархом. Если бы вдруг такое чрезвычайное событие, как необходимость осуществлять церковный суд над Патриархом, возникло бы в истории Русской Церкви. Все остальные Соборы должны были быть, скажем так, смешанного состава – в составе епископов, клириков и мирян", — сказал Беглов.

Поместный Собор Православной Российской Церкви проходил в Москве в три сессии с 28 августа (по новому стилю) 1917 года по 20 сентября 1918 года. Это был первый всероссийский церковный Собор начиная с XVIII века, его важнейшим решением стало восстановление патриаршества, временно, до смерти Патриарха Тихона в 1925 г., положившее конец синодальному периоду в истории Русской Церкви.

Однако не все предложения и идеи прошедшего в период революционных потрясений Поместного Собора Российской Церкви воплотились в итоге в жизнь. Так, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 года принял положение об управлении этой религиозной организацией, в соответствии с которым, по выражению Цыпина, существует "два вида Соборов – Архиерейский узкого и Поместный широкого составов". 

Таким образом, Архиерейские Соборы – это, как отметил историк Русской Православной Церкви, "институт, сложившийся в послевоенные годы". При этом если положение 1945 года не регламентировало сроки созыва Соборов, то в уставе 1987 года Архиерейские Соборы предусматривалось созывать раз в два года, а Поместные — раз в пять лет.

 

"Устав 2000-го года и ныне действующий устав 2013 года не исходят из регулярности в созыве Поместного Собора, а для Архиерейских Соборов указан трехлетний период", — добавил протоиерей Владислав Цыпин.