Восьмой вселенский собор: быть или не быть?

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Епископ Лонгин (Жар), управляющий Банченским викариатством Черновицко-Буковинской епархии Украинской Православной Церкви, один из ближайших соратников предстоятеля этой Церкви митрополита Онуфрия, участвовал 23 марта в конференции, посвященной критике грядущего Всеправославного собора на Крите. Организаторами научно-богословской конференции, прошедшей в Пирее, выступили четыре митрополии Элладской архиепископии (Гортинская, Кифирская, Глифадская и Пирейская), епископы которых перешли в оппозицию к церковному руководству из-за его намерения принять участие во Всеправославном соборе, сообщают агентства "Ромфеа" и "Аgionoros.ru".

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

ИСПОВЕДАНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО УЧЕНИЯ О ЦЕРКВИ В СВЯЗИ С ПРЕДСТОЯЩИМ ВСЕПРАВОСЛАВНЫМ СОБОРОМ

Последуя Святоотеческому учению о Церкви исповедуем следующее:

«Церковь  —  не  только  едина,  но  и единственна. Как у Господа Иисуса Христа не может быть несколько тел, так у Него не может быть  и  несколько  Церквей.  По  своему  Богочеловеческому  существу  Церковь  —  одна  и единственная,  как  и  Богочеловек  Христос  —  один  и  единственный.    Раскола Церкви  никогда не было и быть не может, а были и будут лишь отпадения (отколы) от Церкви, как добровольно бесплодные  ветви  засыхают  и  отторгаются  от  вечно  живой  Богочеловеческой  Лозы  —  от Господа  Иисуса  Христа  (см. Ин.15:1-6).

От  одной-единственной  нераздельной  Христовой Церкви  в  разные  времена  отделялись  и  отпадали  еретики  и  раскольники —  переставая  тем самым быть членами Церкви и сопричастниками ее Богочеловеческого Тела. Так, прежде других отпали  гностики,  затем  ариане,  затем духоборы,  затем монофизиты,  затем иконоборцы,  затем римокатолики купно с отделившимися от них протестантами, затем униаты, затем... по порядку все прочие приверженцы еретическо-раскольнического легиона.»  (Преподобный Иустин Челийский. Догматика Православной Церкви. Экклесиология.)

Принятый в Шамбези и одобренный Архиерейским собором РПЦ документ под названием «Отношение Православной  Церкви с остальным христианским миром» (далее: Шамбезийский документ) содержит противоречащее Православному учению о Церкви утверждение о существовании «в истории других, не находящихся в общении с Ней (Православной Церковью) христианских церквей и конфессий». Выражаем свое несогласие с этим. Мы исповедуем, что «нет церквей и конфессий, есть лишь те, кто отошли от Церкви, и их нужно называть еретиками и раскольниками... Мы признаем одну Церковь, все остальное является ересью и расколами» (Митрополит Лимассольский Афанасий)

Шамбезийский документ говорит о том, что необходим «поиск утраченного единства христиан». Выражаем свое несогласие с этим. Исповедуем, что «единство для Православной Церкви является фактом», а не «объектом поиска» (Митрополит Навпактский Иерофей).

Шамбезийский документ утверждает, что «свидетельство  о  полноте  Христовой  истины» осуществляется через «участие  в экуменическом движении» и диалоги с «христианскими конфессиями». Выражаем свое несогласие с этим. Мы констатируем факт, что результат многолетнего участия в экуменическом движении - преступное участие в совместных «молитвах» не только с еретиками, но и с язычниками, а плод диалогов – недопустимые компромиссы в вопросах веры и принятие деклараций с униональными элементами (Баламанд 1993, Равенна 2007). Исповедуем, что  «единственный путь, который ведет к единству с Церковью, – это путь возвращения еретиков и раскольников через покаяние в лоно Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которой является наша Православная Церковь». (Митрополит Лимассольский Афанасий). Подлинно христианское отношение к неправо верующим заблудшим людям – «с любовью и болью молиться за них и делать все возможное для их возвращения в Церковь Христову» (митрополит Лимассольский Афанасий), то есть Православную Церковь.

Шамбезийский документ является экклесиологическим оправданием участия Православных Церквей в экуменическом движении. Выражаем свое несогласие. Само название «Всемирный Совет Церквей» является неприемлемым для Православного сознания. (Патриарх Сербский Павел). «Экуменизм - это общее наименование псевдохристианств… Все эти лжехристианства являются ни чем иным, как некоей ересью, примыкающей к другой ереси. Ее общее евангельское имя - это всеересь» (преподобный Иустин Челийский).

Шамбезийский документ обязывает Поместные Православные Церкви вести двусторонние богословские диалоги с деноминациями, исповедующими искаженную веру. В первую очередь речь идет о так называемой «Римокатолической Церкви» и протестанских деноминациях. Выражаем свое несогласие. Лжецерковь Римская исповедует «чрезмерное богохульство, которое противно Евангелию, противоречит святым Соборам, отвергает блаженных и святых Отцов» (Святитель Фотий Константинопольский). Православная Церковь отсекла эту лжецерковь, «потому что они не только раскольники, но и еретики». (Святитель Марк Эфесский). «Ни одна из ересей не восставала в корне и настолько всеохватывающе против Богочеловека Христа и Его Церкви, как это сделал папизм». (Преподобный Иустин Челийский). Многоразличные ереси паписткой лжецеркви осуждены  на Святых Православных соборах 879, 1089, 1170, 1233, 1273, 1274, 1282, 1285, 1341, 1351, 1441, 1443, 1484, 1450, 1642, 1672, 1722, 1727, 1755, 1838, 1848, 1895 годов. «Латинян не могут даже ангелы сдвинуть и побудить принять лекарство против ложного исповедания» (Святитель Григорий Палама) и поэтому любой «диалог» с ними вреден и опасен так же, как диалог Евы с дьяволом в раю.

Шамбезийский документ оправдывает межконфессиональные диалоги необходимостью «дать единодушный ответ на те сложные проблемы, которые ставит перед нами современный мир». Чаще всего провозглашается необходимость совместной борьбы с «дехристианизацией Европы». Выражаем свое несогласие.  По какому-то  ни было поводу «иметь один фpонт с еpетиками и pаскольниками для пpавославных – это значит смешивать истину с заблуждением. Hаша сила в боpьбе с безбожием (и любым другим антихристианским явлением) – истина святого Пpавославия и благодать Пpесвятаго Духа, о котоpую разбиваются все хитpости человеческого ума и воли. А истина и благодать Божия – только в Цеpкви». (Священномученик Онуфрий (Гагалюк)). В единственной Христовой Церкви – Церкви Православной. Все сказанное еще в большей мере относится и к протестантским исповеданиям, этому гнилому плоду отпавшей от Церкви и засохшей римской ветви.

Шамбезийский документ утверждает, что собор предстоятелей Церквей и епископов является «высшим критерием Церкви в вопросах веры». При таком понимании значения Собора в жизни Церкви регулярно собирающийся Всеправославный Собор превращается в административный  институт давления на Поместные Церкви. Этому институту ложно приписывается непогрешимость и, таким образом, мы видим первый шаг на пути к созданию «коллективного папы» по латинскому образцу. Выражаем свое несогласие. «Ни собор без верующего народа, наполняющего Церковь, ни народ без собора епископов не могут считать себя Телом Христовым и Церковью Христовой и выражать истинный опыт и учение Церкви. В церковной истории многие соборы преподавали и устанавливали ошибочные и еретические догматы, а верующий народ их отверг и сохранил православную веру, и одержало верх Православное Исповедание» (Митрополит Лимассольский Афанасий). «У нас ни патриархи, ни соборы никогда не могли внести чего-либо нового, потому что хранителем благочестия у нас является само Тело Церкви, т.е. народ, который всегда желает сохранить свою веру неизменной и согласной с верой святых отец». (Окружное послание Восточных Патриархов 1848 г.)

Шамбезийский документ категорически исключает «всякую практику прозелитизма или иных вызывающих проявлений межконфессионального антагонизма». Под прозелитизмом здесь понимается проповедь Православия, обращенная к рядовым членам христианских деноминаций в отличие от диалогов с главами еретических общин и убежденными теоретиками еретических учений. Данная формулировка на соборном уровне  фактически запрещает проповедь среди заблудших и ересями ослепленных людей. Выражаем свое несогласие. Это не соответствует апостольскому и святоотеческому духу. Христос повелел апостолам и через них - всей Церкви проповедовать Слово Божие всем, «всей твари». Апостол Павел заповедует: «Проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением» (2 Тим. 4, 2).

Шамбезийский документ провозглашает,  что  «любые  попытки  разделить  единство Церкви, предпринимаемые  отдельными  лицами  и  группами  под  предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению». Но сами провозглашенные в Шамбезийском документе еретические искажения православного учения о Церкви разделяют единство Церкви Земной с Церковью Небесной и тем самым разлучают с Богом. По слову святителя Григория Богослова: «Брань (война) лучше мира, разлучающего с Богом». Только своим исповеданием несогласия с этими искажениями мы можем не соучаствовать в этом действительно пагубном разделении и остаться в подлинной Христовой Церкви. Не создавая параллельных церковных структур оставаясь членам Русской Православной Церкви и исповедуя при этом истину и обличая заблуждения, мы не учиняем раскола и не разделяем единство Церкви, а, наоборот, блюдем подлинное единство Церкви в Истине.

Итак, Шамбезийский документ предлагает новое учение о Церкви, противоречащее тому, «чему верили повсюду, всегда и все» (преподобный Викентий Лиринский). Мы исповедуем, что нет других христианских церквей, кроме Православной Церкви. Церковь, вслед за своим Главой – Христом, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4), желает, чтобы спаслись в том числе и прельщенные еретическими учениями люди. Осуществляется это только присоединением заблудших овец к Православию, а не диалогами с похитившими овец волками, не щадящими стадо (Деян. 20. 29) и объединением истины с ложью. Истинно Святым и Всеправославным будет только такой Собор, который, последуя Святым Отцам, выразит Святоотеческое учение о Церкви, предаст анафеме ереси папизма, протестантизма, экуменизма и решит прекратить любое участие в экуменическом движении, которое служит построению глобального царства Антихриста. Аминь

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Еще три греческих митрополита Элладской Церкви отказались участвовать в составе делегации Элладской Православной Церкви на Всеправославном соборе, который намечен на 16-17 июня на острове Крит. Прежде о своем отказе участвовать в работе Всеправославного собора заявил митрополит Новой Смирны Симеон.

"Не может считаться Всеправославным собор, в котором участвуют не все епископы, но лишь Предстоятели Поместных Церквей, пусть даже и с внушительными делегациями... Уменьшение количества участвующих епископов умаляет авторитет Собора, и он не может считаться Святым и Великим", – пояснил митрополит Симеон.

Кроме того, митрополит отметил, что на соборе при принятии решений право голоса должен иметь каждый епископ, а не делегация Поместной Церкви в целом. Последнее идет вразрез с соборностью Церкви. Поэтому предстоящий собор точнее охарактеризовать как "расширенное собрание Предстоятелей, а не собор епископов".

Митрополит Симеон также подверг критике документ "Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру", указывая на двусмысленность его формулировок, а потому неприемлемость.

Позднее от членства в делегации Элладской Церкви на Всеправославном Соборе отказались митрополит Фтиотидский Николай, митрополит Манийский Хризостом и митрополит Кесарианиский Даниил, выдвинувшие схожие претензии. Резко отрицательно отнесся к участию в Соборе и митрополит Пирейский Серафим.

Отказавшиеся от участия во Всеправославном соборе митрополиты, комментируя процедуру созыва данного форума, заявили: "мы не марионетки!"

На последнем заседании Священного Синода Элладской Церкви были вновь высказаны критические замечания к проектам документов "Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру" и "Миссия Православной Церкви в современном мире". Было отмечено, что из этих документов создается впечатление, что "мы признаем существование других церквей". При этом была сделана оговорка, что одно дело – использование экклезиологических терминов во время дипломатического диалога с инославными, а совершенное иное – их употребление в церковных документах вселенского масштаба, которые необходимо расценивать как вероисповедные.

Касаясь документа "Миссия Православной Церкви в современном мире", митрополит Месогейский Николай указал на то, что в современном мире необходимо "утверждать саму веру Церкви, а не Церковь как влиятельный институт".

"Мы идем к соединению раздробленных, разделяя находящихся в единении", - высказался митрополит Кифирский Серафим.

Предполагается, что в мае будет созвано новое заседание Священного Синода Элладской Церкви для повторного обсуждения пререкаемых проектов документов Всеправославного собора.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Кипр: митрополит Лимассольский Афанасий выступил с заявлением об отклонении от православного учения в проектах документов Всеправославного собора.

Митрополит Лимассольский Афанасий (официальная Кипрская архиепископия) обратился с посланием к Священному Синоду своей Церкви, в котором он говорит о "серьёзных пробелах в богословских и канонических вопросах" в проекте документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» грядущего Всеправославного собора, сообщает греческое информагентство "Romfea".

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Глава Грузинского патриархата Католикос-Патриарх Илия II объявил, что Священный Синод возглавляемой им Церкви на заседании 16 февраля отверг документ "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром", подготовленный для предстоящего Всеправославного собора Межправославным совещанием в Шамбези, сообщает "TheOrthodoxChurch.info".

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Мне неприятно делать это сообщение, я надеялся на иной результат, однако, ничего не поделаешь, приходится признать: они договорились...

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Большие сомнения и тревогу вызывает у православных христиан перспектива проведения в 2016 году Вселенского Собора, призванного, по мнению его организаторов, решить некие "накопившиеся проблемы мирового Православия". Своё субъективное мнение я непременно выражу чуть позже, в последующих статьях в этой теме, а пока - актуальная цитата из трудов греческого протопресвитера Феодора Зисиса, известного богослова, антиэкумениста и профессора богословского факультета Фессалоникского университета имени Аристотеля: