Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

На очередном заседании Синода Русской Православной Церкви, прошедшего 9 марта в Москве, на основании рапорта митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя комиссии по составлению месяцеслова, было принято решение о добавлении в месяцеслов 15 новых святых, среди которых один из самых почитаемых  — святой Патрик.  День памяти просветителя Ирландии будет праздноваться в РПЦ 30 марта по новому стилю.

Ранее в Русской Православной Церкви святого Патрика почитали отдельные общины, а вопрос об общецерковном почитании Поместными Церквями не был решён. Как сообщил на заседании митрополит Климент, созданная 18 сентября 2014 года по благословению Патриарха Кирилла комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, провела работу над формированием списка древних святых, подвизавшихся в пределах Запада, на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях РПЦ, а также на основании традиции их почитания в других Поместных Православных Церквах. При рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, комиссия руководствовалась следующими критериями:

безупречным исповеданием православной веры;

обстоятельствами, при которых состоялось прославление;

отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом;

современным почитанием в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквах.

Кроме того, при работе учитывались сведения, содержащиеся в «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского), докладе святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви в 1952 году, статьях «Православной энциклопедии», а также в синаксаре, составленном иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра. На основании рапорта митрополита Калужского и Боровского Климента, Синод постановил включить в месяцеслов имена следующих святых:

священномученика Пофина, епископа Лионского, и с ним пострадавших (2/15 июня; 177 г.);

мученицы Бландины и мученика Понтика Лионских (2/15 июня; 177 г.);

мученика Епиподия Лионского (22 апреля/5 мая; ок. 177 г.);

мученика Александра Лионского (24 апреля/7 мая; ок. 177 г.);

священномученика Сатурнина, первого епископа Тулузского (29 ноября/12 декабря; III в.);

мученика Виктора Марсельского (21 июля/3 августа; ок. 290 г.);

мученика Албана Британского (22 июня/5 июля; III — начало IV вв.);

святителя Гонората, епископа Арльского (16 января/29 января; 429 г.);

cвятителя Германа, епископа Осерского (31 июля/13 августа; 448 г.);

преподобного Викентия Леринского (24 мая/6 июня; до 450 г.);

святителя Патрикия, просветителя Ирландии (17/30 марта; после 460 г.);

святителя Лупа, епископа Труа (29 июля/11 августа; 479 г.);

преподобной Женевьевы Парижской (3/16 января; 512 г.);

святителя Германа, епископа Парижского (28 мая/10 июня; 576 г.);

преподобного Прокопия, игумена Сазавского (16/29 сентября; 1053 г.).

При этом, единственным источником сравнительно надёжных биографических сведений об одном из ныне почитаемых в РПЦ святых — святом Патрике, являются его собственные произведения — «Исповедь» (Confessio) и «Послание к воинам короля Коротика» (Epistola ad Coroticum). Патрик называет себя сыном дьякона и внуком священника по имени Потит. Из косвенных упоминаний в текстах, наподобие упоминания собственной загородной усадьбы для проведения праздников, очевидно, что святой происходил из достаточно состоятельной семьи. В своих произведениях Патрик неоднократно упоминает о своей неучёности, а его «Исповедь» написана, по многим свидетельствам, на довольно плохой латыни.

Когда Патрику было около шестнадцати лет, он был похищен из загородной усадьбы своей семьи и «со многими тысячами» увезён в Ирландию, где был поставлен пасти овец. По словам Патрика в «Исповеди», в детстве и юношестве он не знал истинного Бога, но за годы рабства обратился к нему и Бог избрал его проповедовать Евангелие язычникам на «краю земли». Далее на этом месте в повествовании происходит разрыв. В письме королю Коротику Патрик уже упоминает, что он является епископом, вероятно, он был поставлен в сан не папой, а британскими епископами. Расходятся и данные о том, покидал ли он Ирландию вновь после своего возвращения. Несмотря на то, что святой Патрик проводил христианизацию Ирландии, неверно называть его первым христианским миссионером этой страны. Первые христианские захоронения Ирландии относятся к концу IV века и археологические находки свидетельствуют, что христианизация Ирландии началась с юга, а не с севера, где действовал святой Патрик. Первым епископом Ирландии, согласно «Хронике» Проспера Аквитанского, был галло-римлянин святой Палладий.

День святого Патрика является государственным праздником в Ирландии, на острове Монтсеррат и в канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. Праздник был провозглашён христианским в начале XVII века и отмечается католической и отдельными протестантскими "церквями" (англиканской, пресвитерианской, лютеранской). В западных странах День святого Патрика ежегодно отмечается 17 марта, в день его смерти, дата которой, однако, является приблизительной.

В России в последние десятилетия в день памяти святого Патрика, как и во многих других странах мира, проходят торжественные процессии, фестиваль ирландского кино, музыкальные фестивали и концерты, посвящённые культуре Ирландии, по вечерам на зданиях зажигается зелёная подсветка. В эти дни участники праздника наносят на одежду и лицо изображение клевера (трилистника). Считается, что при помощи трилистника святой Патрик объяснил людям значение Святой Троицы.