Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

За этот год россияне стали меньше выпивать: в 2014-м на душу населения приходилось 13,5 л выпитого спирта в год, а в 2015-м — уже 11,5 л. Об этом «Известиям» рассказала директор Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии Минздрава России Татьяна Клименко.

По данным Росстата, сменилась и структура потребляемых напитков: россияне стали реже покупать водку и чаще — вино.
По мнению Т.Клименко, снижение объемов выпитых горячительных напитков связано с государственной политикой в этом вопросе. 
«Снижение начало происходить с тех пор, как алкоголь перестали продавать по ночам. Это очень позитивный момент, который говорит о действенности ограничительных мер. Результат видно: на улице пьяных почти нет», — говорит Клименко. 
Многие эксперты и чиновники в последнее время говорят о повышении доли контрафактного алкоголя и, соответственно, реальном увеличении количества употребляемых россиянами горячительных напитков. 
«Это лоббистские утверждения, ведь ограничения наносят вред алкогольному бизнесу. За контрафактом пойдет далеко не каждый, его пьют единицы», — уверена Т.Клименко.
По ее мнению, высоки шансы того, что тренд на снижение количества выпитого сохранится и в 2016 году. 
«Всё зависит от того, какую информационную кампанию будут вести СМИ. Если продолжат продвигать здоровый образ жизни, ГТО, то и настроения населения будут соответствующие», — подчеркнула Т.Клименко.
По данным Росстата, изменилось не только количество выпиваемого, но и предпочтения в напитках. Согласно последнему докладу службы «Социально-экономическое положение России», за первые десять месяцев этого года россияне купили на 4,7% меньше спиртного, чем за аналогичный период прошлого года (859 млн л против 953 млн л в абсолютном алкоголе). Вино и «прочую алкогольную продукцию» (сидр, пуаре, медовуху) стали покупать чаще (на 3,5% и на 20,3% соответственно). При этом на 22,8% снизились продажи слабоалкогольных коктейлей и на 6,7% — продажи водки. Почти на прежнем уровне сохранились продажи коньяка и пива (снижение менее 5%).
Председатель правления РОО «Совет по общественному здоровью и проблемам демографии» Дарья Халтурина утверждает, что снижение алкоголизации россиян не такое значительное, как говорят в институте при Минздраве. 
«Можно измерять, сколько было выпито, на душу населения, а можно — на лиц старше 15 лет, то есть фактически пьющих. Последняя цифра гораздо ближе к реальности. Здесь, по наркологическим данным, тоже есть небольшое снижение. Это значительно связано с падением покупательной способности», — считает Д.Халтурина.
Гендиректор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз утверждает, что социально-экономических причин для снижения потребления алкоголя нет. 
«Учитывая долю нелегального рынка, мы пьем примерно 12,5–13 л спирта на душу населения, на этом же уровне пьют и в странах Евросоюза. При этом общий объем потребления сокращается из-за демографии: в начале 1990-х родилось мало детей, из-за этого с 2007–2008 годов пивная индустрия очень пострадала. Сейчас это отражается уже и на крепком алкоголе», — говорит В.Дробиз.
В августе в Росалкогольрегулировании сообщили о том, что получили правительственное поручение разработать материалы и план проведения кампании по повышению культуры потребления алкогольной продукции и борьбе со злоупотреблением спиртным. Среди отправленных в правительство предложений — включить в кампанию социальную рекламу на билбордах, листовках и ТВ, вирусные ролики в соцсетях и антиалкогольные флешмобы предположительной общей стоимостью 2,3 млрд рублей (в Росалкогольрегулировании эту цифру не подтверждают). К обсуждению присоединились общественники, предложившие подключить к борьбе с пьянством звезду бокса Роя Джонса и актера Стивена Сигала. Правительство пока не озвучило решения о том, какой будет стратегия кампании и будет ли она вообще.